Деревянная архитектура Казани второй половины Х1Х-начала ХХ веков — как профессиональная городская архитектура — малоизученная страница развития деревянной архитектуры Среднего Поволжья. Изучение деревянной архитектуры второй половины Х1Х-начала ХХ веков, как массовой жилой застройки Казани, важно и с точки зрения сохранения преемственности практического опыта застройки жилых кварталов малой и средней этажности, организации внутриквартальных пространств, опыта архитектурно-планировочных и композиционных решений жилой среды с использованием деревянных конструкций. Современный зарубежный опыт показывает, что деревянные материалы и конструкции идут в ногу со временем и имеют огромные перспективы.

В 2000 году в Казани было 770 памятников истории и культуры. В 2005 году — 530. Из них 44 процента в неудовлетворительном состоянии. До 1990-х годов деревянные жилые и общественные здания Казани еще поквартально сохранялись в центральной исторической части города (улицы Тельмана, Касаткина, Бехтерева, Козмодемьянская, Федосеевская, Подлужная, Гоголя, Достоевского, Вишневского, Калинина, Бутлерова, Чехова, Волкова, Шмидта, Свердлова, Тихомирнова, Спартаковкая, Тукаевская, К. Насыри и др). Сегодня лишь отдельные здания и фрагменты деревянной застройки сохраняются в центральной части города и в основном на окраинах. По нашим приблизительным подсчетам на 2004 год из 200 улиц с исторической деревянной застройкой второй половины ХIХ-начала ХХ веков оставалось 52 улицы. В исследовании используются авторские коллекции фотографий утраченных домов, материалы Национального архива РТ, архива Глав АПУ, архива бюро инвентаризации Вахитовского района, личные архивы и коллекции автора и др.
 
Во второй половине ХIХ века масштабы деревянного строительства жилых, доходных домов стремительно возрастают в связи с увеличением населения Казани. Не смотря на увеличение объемов кирпичного строительства, дерево остается основным строительным материалом. Деревянные жилые дома в исследуемый период строятся различных типов, размеров стилей, архитектурно-художественного оформления. Богатая типология жилых зданий позволяет говорить о неисчерпаемых возможностях этого строительного материала. Городской пейзаж с участием деревянной застройки имел свои характерные признаки в разных ландшафтных и историко-культурных условиях Казани. Архитектурный декор, детали и орнамент фасадов претерпевают значительные изменения. Они отражали новые технические и эстетические возможности, новые способы конструктивных и объемно-планировочных решений, новую эстетику времени.
 
В Казани строились различные по размерам, расположению, достатку и планировке дома. Они различались по социальной принадлежности: купцы, мещане, духовенство, ремесленники, разночинцы, крестьяне; по архитектурно-градостроительному типу: жилая усадьба, промышленная усадьба, особняк, многоквартирный дом; по достатку: богатые, середняцкие и бедные. Последние строились на окраинах города, или «в неудобьях» нередко методом самостроя без проектной документации. Строительство деревянных домов Казани не допускалось без согласования предварительно составленного проекта. Такие проекты, прошедших согласование строительной комиссии городской управы хранятся в фондах Государственного национального архива Республики Татарстан.
 
В исследовании выявлены объемно-планировочные разновидности усадебных и многоквартирных домов:
1) Деревянный усадебный дом на одну семью. Его вариантом служил двухквартирный деревянный дом (хозяин сдает нижний этаж или половину дома).
2) Многоквартирные двухэтажные дома: трехквартирные, четырехквартирные, шестиквартирные, восьмикрартирные, десятиквартирные.
 
В дворянских усадьбах и усадьбах чиновников и служащих мог быть один дом, или дом с одним, двумя флигелями, конюшня, каретники, дровяные сараи, амбар, баня, сад, беседка, огород. В усадьбах ремесленников нередко были специальные постройки для мастерских. Сапожные и пошивочные мастерские располагались в первых этажах. Обычно усадьбы с пошивочным ремеслом в одном доме объединяли и жилье (во втором этаже) и мастерскую и склад готовой продукции (в первом этаже). В купеческих усадьбах были кроме самого дома склады. Дом ставился торцевой частью к улице, рядом располагалась торговая лавка. Нередко дома ремесленников и торговцев были полукаменными.
 
Архитектура татарской деревянной усадьбы.
В исследуемый период сохранялись и проектировались усадьбы без развитых коммерческих функций (торговых, ремесленных, квартиных). Они принадлежали дворянам, интеллигенции, служащим.
 
В Закабанье система застройки была плотной. Самый большой участок имел размеры 15х55 (м). Планировка татарской усадьбы зависела от пропорций и конфигурации участка. Как правило усадьба имела две зоны: парадную и хозяйственную. На участке располагались один-два флигеля, которые также могли сдаваться под квартиры, надворные постройки: конюшня, амбар, сараи. Богатые усадьбы имели сад, беседку, каретник, отдельную кухню.
 
Установлено, что размеры застраиваемого участка значительно влияли на структуру усадьбы. Узкий участок с вытянутыми в два и более квадрата пропорциями нередко имел застройку лишь по одной его стороне. Вдоль одной из границ участка выстраивались и жилой дом и флигель и надворные службы: сарай для дров, амбары и др. При общей тенденции к сокращению размеров участков при все уплотняющейся застройке квартала надворные строения приобретали более регулярную систему размещения. Разбросанные по участку надворные строения встречаются до конца 19 века, но преобладающим типом усадьбы становится компактный участок с размещением всех построек по периметру. Нередко этот периметр сплошь застраивается непрерывным фронтом, освобождая лишь центр участка.
На основе анализа топографических съемок 80-х годов ХХ века и натурных исследований выявлены аналогичные, но уже изменившиеся татарские усадьбы в Закабанной части Казани с заглубленной постановкой дома. Отдельностоящий в глубине участка жилой дом окружен разобщенными надворными постройками (дома №№ 124, 131 по улице Нариманова, №7 по улице Ахтямовской, №№ 73,75, 92 по улице Тукаевской, №№ 32, 36, № 7 по ул. Фустая Карима, № 4 по ул. Зани Султана. На основе анализа архивных материалов Строительной комиссии Казанской губернии, можно утверждать, что традиции постановки дома в глубине участка с разобщенными надворными постройками сохранялись в условиях городского строительства даже в самом начале ХХ века. Автором при натурном исследовании выявлен один из последних сохранившихся татарских домов рубежа ХIХ-начала ХХ веков с заглубленной постановкой дома по улице Тукаевская, 61, который был позднее застроен со всех сторон другими домами.
 
В конце Х1Х века жилая застройка непрерывно уплотнялась, сокращаются каретники, амбары, ледники, конюшни, особенно сады, от которых остаются жалкие остатки деревьев и лишь изредка у богатых купцов обширные сады. Вместо них строятся «флигели», представляющие собой многоквартирные жилые дома, которые сдаются в аренду.
Преобладающим типом усадьбы становится домовладение с компактным размещением построек по двум и трем, или четырем сторонам двора. Иногда в архитектурный комплекс усадьбы входили построенные по архитектурному проекту беседки, отхожие места.
 
Объемно-планировочное решение татарского деревянного дома.
Дома различались по социальной принадлежности, так и по архитектурно-планировочному типу. В татарских слободах преобладающим типом была усадьба, соединяющая жилую и торговую функции. По итогам обобщения архивных и натурных материалов можно выделить несколько разновидностей деревянных домов, строившихся в Старотатарской и Новотатарской слободах. Это, прежде всего традиционный двухэтажный деревянный дом на большую зажиточную семью купеческого сословия. От сельского он отличался более крупными размерами и усложненной планировкой, большим количеством комнат, их могло быть 10-12. (проект дома Ситдика Мусина по ул. Б. Мещанской, 1902, (Рис.1), проект дома Мухамеда Яушева по ул. Малой Мещанской, 1902 (Рис.2)). Другой тип дома – это компактный двухэтажный полукаменный дом на семью среднего достатка. Его планировка отличалась тем, что первый этаж отводился лавке, или ремесленной мастерской, второй этаж был жилой и предствлял пяти, или шестистенник с 4-5 комнатами. Основное новшество в планировке заключалось в том, что сени выносились из центральной части дома и пристраивались к его длинной стороне. (проект дома Шаги Забирова, 1868) (Рис. 3). При незначительном изменении такой дом мог иметь поэтажное деление на две, четыре квартиры. При этом семья хозяина жила наверху, а нижняя часть сдавалась квартирантам.
 
Как правило, сруб обшивался накладными дощечками, подобранными в определенном порядке (например «в елочку»). Появлялись горизонтальные нашивные пояски, наличники в виде полочек на кронштейнах. В татарских домах. издавна традиционным приемом декоративного убранства была техника накладного декора: в виде ромбов, квадратов, кругов, мотивов птицы, растительного орнамента, которые полихромно раскрашивались масляными красками. Ими оформлялись наличники окон, ворота, входные двери украшались скромной неглубокой выемчатой резьбой. Высокие крыши покрывались железом, фронтонная ниша, углубленная на 40-50 см., имела стрельчатое, килевидное, или полуциркульное завершение. В глубине ниши распологалось трех- или двухстворчатое окно. Оно оформлялось накладным декором, оконными колонками, или балюстрадой. Декор в виде сияния набирался из разных по величине и форме заостренных дощечек раскрашенных в разные цвета- голубой, желтый, зеленый. Такое оформление фронтонных окон в архивных проектах не встречается Можно полагать, что это отголоски народной традиции, которые проникали в профессиональную архитектуру, путем декоративной доработки проекта в ходе строительства дома. К началу ХХ века декор становится сдержаннее, но заглубленные фронтонные ниши и оформление их балясинами до сих пор встречаются в современных татарских усадьбах на окраинах города.
 
В татарских домах в отличие от русских не было балконов, террас, выходящих на улицу, вместо них в саду ставились беседки для чая. Забор состоял из двух частей нижней (глухой) и верхней (с просветами), посредством устройства балюстрады поверх сплошной тесовой обшивки. Весьма упрощенные аналоги таких заборов сохранились до наших дней на окраинах Новотатарской слободы по улице Дулат Али: дома №№ 8, 11, 14. В другой части города в поселке Залесном эта традиция отчасти находит свое продолжение в усадьбах домов №№ 9,97, только заборы ниже и их оформление попроще. Вместе с тем в начале ХХ века заборы проектируются уже без решетчатого верха (дом Мухамеда Яушева, 1902).
 
Архитектура многоквартирных домов
Во второй половине Х1Х века наиболее распространенным типом массовой деревянной застройки становится многоквартирный дом. Происходит уплотнение надворных построек за счет развития внутриквартального жилищного строительства. Имеющиеся по периметру участка интервалы заполняются двухэтажными жилыми домами на несколько квартир. Доходные дома частных домовладельцев нередко представляли собой целые комплексы, занимающие только жилой функцией все дворовое пространство. Из надворных построек остаются туалеты, дровяные склады, амбар. Все пространство участка максимально отдавалось под жилье. К Концу ХIХ века распространеной схемой стала постановка двух пристроенных один к другому деревянных жилых домов. Один из них индивидуальный, другой доходный двухэтажный сдаваемый внаем. Выявлены конструктивные типы домов: четырехстенник, пятистенник, шестистенник, семистенники, восьмистенник.
nbsp;
Пятистенник представлял собой дом с одной внутренней бревенчатой стеной. Дом-шестистенник представлял собой трехкамерную срубную структуру с двумя внутренними бревенчатыми стенами (дом Ситдика Габитова по улице Заводской,проект 1906 года). На основе двух и трехкамерного деревянного жилого дома (пятистенника и шестистенника) развивается городской многокомнатный дом. Он расширяется в размерах и каждая из камер имеет внутри досчатые тесовые перегородки, образуя 3-4 комнаты вокруг одной печи. Дом имел холодные, пристроенные снаружи сени с туалетами. Семи и восьмистенники образовывались с увеличением за счет размеров дома числа внутренних несущих бревенчатых стен: четыре наружных и три — четыре внутренних.
 
Новый тип многоквартирного деревянного дома появляется в начале ХХ века-это галерейный дом. Дом А. Ахмадеева во второй (Забулачной) части, в квартале № 241, стоял по улице Евангелистовская. Конструктивная основа дома представляет новое решение. Это восьмистенник. Три внутренних стены идут в поперечном направлении, образуя четыре квартиры, а четвертая внутренняя бревенчатая стена – продольная образует теплые сени. Отдельные пристроенные с длинной стороны дома сени объединяются в общее крытое пространство, образуя внешний коридор по одной стороне дома. Размеры дома 15х20 сажень, с торцов дома расположены двухкомнатные квартиры. Из передней два входа ведут в две комнаты, объединенных одной печью. Две квартиры по центру дома значительно больше размерами и имеют по четыре комнаты. Входы в нижние и верхние квартиры изолированы. Большие квартиры на обоих этажах имеют в сенях свои изолированные туалеты.
 
Пример десятиквартирного двухэтажного галерейного дома представляет дом И.Е. Дружинина в четвертой (Суконной) части в квартале №138 по улице Набережная Кабана (Рис.5). Прямоугольный участок вытянутый вглубь квартала, выходит на другую улицу- Пески. Проект 1901 года. В каждую квартиру второго этажа ведет своя лестница. Восемь торцевых квартиры кроме передней имеют по три комнаты и по две печки. Две квартиры, расположенные на каждом из этажей в центральной части дома, имеют пять комнат и две печи.
 
Планировка домов была связана с удобством отопления жилых комнат. Как правило, вокруг одной печи могло быть от двух до четырех комнат, имевших смежные двери. Нередко использовались и голландские печи. Часто комнаты были проходными, но не анфиладными. В них делались обои, филенчатые двери, оштукатуренные потолки с карнизами и розетками, стояла модная мебель — венские стулья, буфеты, книжные шкафы, диваны. Облик жилых комнат дополняли керосиновые лампы, самовары картины, цветы на окнах.
 
Новшеством ХIХ века была покраска полов, что представляло собой новый уровень комфорта, гигиены и эстетики жилых комнат. Отделка внутренних стен и потолков срубной конструкции во второй половине Х1Х века также претерпевает изменения. В состоятельных домах внутренние стены оштукатуривают, так же как и потолки. Иногда такие оштукатуренные стены покрывались росписью даже в деревянных татарских домах. Часто стены покрывают шпалерами- бумажными цветными обоями, что также являлось новым уровнем комфорта. Досчатые стены остаются в сенях, кухнях. В амбарах и сараях отделка не делалась. Крыши устраивались двускатными, часто с вальмами и непременно покрывались железными листами. Многоквартирные дома оборудуются туалетами в сенях.
 
Оформление фасадов многоквартирных домов.
На рубеже ХIХ-ХХ веков резной архитектурный декор покрывал основные элементы фасада. Украшались фризы, углы домов, фронтоны, причелины — доски, идущие вдоль скатов крыш со стороны фасада. крыльца, балконы, террасы, лоджии, слуховые окна, карнизы, наличники. Наличники делались разнообразными по форме: пропильная -плоская резьба со створками, без створок, зубчатый, ступенчатый орнамент, городковый орнамент. Мотивы орнамента — солярные, веерные, зооморфные и геометрические.
 
Исследованием установлено, что во второй половине ХIХ века деревянные жилые дома имели ряд элементов. Обязательными были входные крыльца, наличники, фронтонные окна или аттиковые стенки на вальмовых крышах. Дополнительными элементами в татарских домах были переходные остекленные галереи по второму этажу.
 
Можно констатировать, что стилевое решение деревянных домов включало:
— элементы позднего классицизма (осевые композиции, пилястры, аттики, наличники с глухой резьбой);
— эклектику с элементами народного стиля (угловые оси, ажурная резьба);
— модерн (упрощение форм и деталей, ассиметрия, подчеркивание конструктивной основы, криволинейный орнамент).
 
Внешнее оформление домов всех слоев общества объединяло повышенное содержание декоративно проработанных плоскостей. В верхней части города оформление оконных и дверных проемов, крылец, фронтонов, стен, крыш, заборов, ворот.
 
При этом применялись различные виды резьбы:
— глухая — выемчатая, выпуклая;
— пропильная (лобзиком на основе трафаретов);
— накладная (из тесовых геометрических фигур).
 
Окна делались разнообразными по величине и по форме: прямоугольные, полукруглые, арочные, стрельчатые. Характерно использование в отдельных случаях цветного стекла. При обшивке домов тесом появлялась дополнительная возможность для покрытия плоскостей фасада резьбой, декором. Украшались другие части дома: заборы, ворота, дымники, водосточные трубы. Входные крыльца устраивались в виде навесов, опиравшихся на железные, художественно проработанные кронштейны. Особенностью зажиточных деревянных домов было устройство террас, балконов, лоджий.
 

Литература:

 
1. Гайнутдинов И.Г. Сельская усадьба казанских татар середины XIX века //Архитектурное наследство, 1983, №31, с. 57-65.
 
2. Валеев Ф.Х. Орнамент казанских татар.- Казань, 1969, — 201 с.
 
3. Валеева-Сулейманова Г.Ф., Шагеева Р.Г. Декоративное прикладное искусство казанских татар.-М.:Сов.худ.,1990.- 210с.
 
4. Айдарова Г.Н. Татарские слободы Казани: архитектурно-градостроительное развитие и методологические аспекты реконструкции.- Казань: КГАСУ, 1999.-95с.
 
5. Айдаров Р.С. Деревянная застройка казанских улиц второй половины Х1Х-начала ХХ веков // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета.- Казань: КГАСУ, 2007, №7(8).-С. 5-11
 
6. Айдаров Р.С. Архитектурно-конструктивные элементы и железная начинка казанского деревянного дома второй половины ХIХ-начала ХХ веков // Сб. научных трудов «Тезисы докладов республиканской научной конференции» — Казань: КГАСУ, 2008.- С.3-4.
 
7. Айдаров Равиль. Интерьер татарского казанского дома Х1Х века // Дизайн-ревю, №1-2 Казань: КГАСУ, 2005, стр.32-36.