Интерьер татарского сельского дома давно привлекал внимание исследователей.(1) Меньше известен интерьер городского татарского дома. В данной статье на основе обобщения этнографических, исторических, литературных и историко-архитектурных источников предлагается систематизировать и отчасти графически реконструировать внутренний облик татарского городского дома.

В традиционной обстановке татарского городского дома средней руки до начала ХIХ века не было европейской мебели. Жилое пространство выглядела так. Справа — печь, по эту же сторону саке, против двери и по левой стене комнаты кованые сундуки. На печи медный таз, кумганы, иногда в углу комнаты чайный столик с самоваром и фарфоровой посудой. На стенах развешены полотенца, занавески, нарядные одежды, зеркало, на окнах много цветов. Полы и саке застилались мягкими ковриками собственного изготовления. Отсутствие передвижной мебели, множество подушек и мягкой утвари, использование пола и саке для различных бытовых функций – особенность татарского сельского интерьера.(2)
 
Характерной чертой татарского жилого интерьера было выделение особого пространства для женщин. Шариат запрещал женщинам находиться в доме на глазах посторонних мужчин. По данным К. Фукса в первой половине ХIХ века даже прием гостей обходился без женщин (прислуживали мужчины). Женщины могли принимать в качестве гостей — только женщин.(3)
 
Деление на мужскую и женскую половины в различных по достатку домах осуществлялось по-разному. В бедных домах. женская половина была в закутке за печью. В середняцких домах — за занавеской. В богатых домах было от одной до нескольких комнат для женской части семьи.
 
Татарский городской дом сохранял черты самобытного национального уклада до середины ХIХ века, а на окраинах и до конца Х1Х века. Вместе с тем, веяния времени моды, влияние европейской и русской культуры проникали и сюда. В эпоху классицизма эти проникновения уже имели место и были описаны современниками.
 
Богатые каменные дома татарского купечества, с начала ХIХ века продвинулись в восприятии некоторых элементов интерьера русского дворянского дома В вестибюлях и парадных комнатах. отделка стен была выполнена масляной краской. В некоторых комнатах на потолках была лепнина и расписанные живописью в европейском стиле — плафоны. В первую очередь сильному влиянию оказалась подвержена мужская часть татарских жилых домов. Первой европейской мебелью, появившейся в татарских домах, были столы, стулья, диваны, посудные шкафчики.
 
В середине Х1Х века в Казани строились различные по размерам, расположению, достатку и планировке жилые дома.
 
Они различались:
— по материалу: каменные, деревянные, полукаменные;
— по социальной принадлежности: купцы, мещане, духовенство, ремесленники, разночинцы, крестьяне;
— по архитектурно-градостроительному типу: жилая усадьба, промышленная усадьба, особняк, многоквартирный дом;
— по достатку: богатые, середняцкие и бедные.
 
Европейские черты раньше проникали в дома купечества, буржуазии, затем — мещан. Крестьяне и духовенство дольше держались привычных приемов в оформлении жилого пространства. В интерьерах каменных татарских домов уже с начала ХIХ века накапливались новые признаки, проникавшие из русской дворянской архитектуры. Интерьер деревянного дома воспринимал эти влияния уже во вторую очередь. Нередко богатые татарские семьи по давней традиции на лето уезжали в свой деревенский дом. В него и передавались из городского дома вещи, утварь, новые приемы городского быта.
 
К началу ХХ века в татарских деревнях в домах богатой и средней зажиточности обязательно были какие-либо предметы и мебель из русско-европейской бытовой культуры.
 
Эволюция татарского городского интерьера протекала следующим образом: стены освобождались от мягких драпировок, оштукатуривались, иногда покрывалась живописью, а со второй половины ХIХ века — цветными обоями. Вместо большой печи с вмазанным котлом устраивались различные по форме изразцовые голландские печи. Вместо саке появляются диваны (деревянные, или мягкие кожаные). Сундуки убираются в кладовые, на их месте появляются венские стулья. По стенам ставятся шкафчики с фарфоровой посудой, Полы устилаются паркетом, и поверх – персидскими коврами. Бронзовые люстры, канделябры, мраморные лестницы и даже — скульптуры появляются в богатых мусульманских домах. В доме Апанаевых по улице Тукаевской, который используется под городскую поликлинику, еще относительно недавно сохранялись некоторые из перечисленных элементов интерьера. Любимым элементом богатого татарского дома начала ХХ века был грамофон.(4)
 
Богатый дом имел два этажа. Нижний — для прислуги, подсобных и кладовых помещений. Верхний — жилой для хозяев. Набор комнат включал: вестибюль, одну-две гостинные, кабинет, столовую, несколько спальных комнат, детскую. Мужская половина дома в середине ХIХ века обставлялась на европейский манер. Письменные столы, книжные шкафы – принадлежность мужского кабинета, где принимают посетителей. К кабинету могли примыкать одна — две гостинные, столовая, парадная зала для приема гостей и др.
 
Женская часть дома представляла определенный контраст по сравнению с мужской. Она медленнее поддавалась проникновению русско-европейских влияний. Здесь находилось меньше передвижной мебели, в основном сундуки, низкие чайные столики, шкафчики с посудой, а также многочисленные ковры, подушки, одежды и ткани, увешанные по стенам комнат. В целом акцент делался на мягкие элементы интерьера.
 
Таким образом, во второй половине ХIХ века татарский дом содержал два культурных стандарта: традиционно татарский и европейский. Женщин и родственников принимали в традиционной женской части дома. Посторонних – в мужской части, в европейской обстановке. В особые дни семейных, национальных, особенно религиозных праздников традиции оформления жилого пространства соблюдались обязательно: из комнат выносилась мебель, и все рассаживались на коврах и подушках в национальных одеждах. В обычные же дни в тех же комнатах стояла европейская мебель, хозяева в большей или меньшей степени использовали элементы европейского костюма.
 
Даже при казалось-бы полном следовании европейской моде татарский особняк сохранял самобытные черты прошлого, которые сочетались с новшествами, но и сами новшества трактовались по-своему. Так, в татарских домах любили зеркала, их было больше, чем в русских домах, больше было зелени, птиц в клетках. Часов в одной комнате висело на стенах несколько, в том числе и карманные. Цветовое решение интерьеров также указывало на культурную принадлежность владельцев: яркие пестрые скатерти на столах, яркие ковры, занавесы. (Рис. 1, 2) В целом, элементы интерьера татарского городского дома можно свести к нескольким характерным признакам.
 
Стены: сосновые срубные, изнутри отесанные завешивались расшитыми полотенцами, нарядными одеждами; В первой половине Х1Х века в богатых каменных домах стены штукатурились и расписывались масляной краской, украшались канделябрами, зеркалами.
 
Оконные проемы. Прямоугольной или усложненной (в каменных домах) формы стеклились простым и цветными стеклами Переплеты имели простую, или частично усложненную криволинейную форму. На подоконниках ставились цветы: герань, бальзамин, базилик. В каменных домах устраивались остекленные эркеры с оконными проемами усложненной формы. Изредка по европейской моде делался специальный проем в крыше для освещения лестничного пространства.
 
Потолки в богатых купеческих домах отделывались лепниной, расписывались масляной краской, украшались люстрами.
 
Полы в бедных и середняцких домах дощатые полы устилались самодельными ковриками, в богатых отделывались паркетом и устилались персидскими и текинскими коврами.
 
Перегородки. В деревянном доме комнаты перегораживались занавесами или досками, которые могли разбираться на время большого приема гостей.
 
Печи. Голландские, с побелкой или облицованные изразцами.
 
Лестницы. Деревянные в двухэтажных деревянных домах; в богатых каменных домах – мраморные, перила с балясинами, или с ажурным литьем и скульптурным оформлением.
 
Двери. В богатых домах — дубовые двустворчатые филенчатые или с резным орнаментом.
 
Мебель. Традиционная: сундуки кованные, встроенная мебель многофункционального назначения — саке, табын – низкий стол, вокруг которого рассаживались на подушках.
Европейская: столы, стулья, диваны, чайные столики, шкафы для посуды, кровати.
 
К началу ХХ века поначалу незначительные изменения повлекли за собой трансформацию всей структуры интерьера татарского городского дома. Вместе с тем, часть традиционных элементов выстояла и, в сочетании с новшествами, придавала неповторимую самобытность татарскому дому.
 

Примечания:


1. Гайнутдинов И.Г. Сельская усадьба казанских татар середины XIX века //Архитектурное наследство, 1983, №31, с. 57-65.

↑Назад


2. Саке — приподнятая над полом часть комнаты, служащая местом для сна, приема гостей. Устилалась подушками, коврами, здесь же хранились постельные принадлежности.

↑Назад


3. Фукс Карл.: Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях. – Репринторное воспроизведение. — Казань, 1991. стр. 22, 37, 69.

↑Назад


4. В художественной татарской литературе сохранились достоверные описания татарского богатого городского дома начала 20 века. Махмуд Галяу — татарский писатель, представитель реалистической прозы дореволюционного периода так описывает внутреннее убранство татарского особняка: «По мраморной лестнице особняка Муртазы — бая движется непрерывный поток гостей. Одни еще снимают свои шубы, другие уже поднялись на площадку второго этажа. Там их встречает слуга и по заранее составленному списку вежливо указывает зал, куда должен пройти гость. Огромный особняк полон народу. Сидят прямо на полу небольшими группами: каждая из них образует замкнутый кружок… На персидских и текинских коврах, покрывающих лоснящийся паркет.,.стоят накрытые табыны. Множество канделябров слепило глаза позолотой, многократно отражаясь в украшавших стены зеркалах» (Галяу М.: Мухаджиры. — Казань: Таткнигоиздат, 1982, стр. 222).

↑Назад